понедельник, 6 ноября 2017 г.

-ТРИ КНИГИ ЦВЕТА СОЛНЦА-

Вам приносит удовольствие написание книг?
Это большая радость. Всегда терзают сомнения, когда заканчиваю работу. Мне кажется, что это никому не нужно. Наступают фантомные боли - хочется дальше писать, а замысла нет. Жить без замысла очень тяжело, а фигню нельзя писать.
Евгений Гришковец


Мишель Уэльбек. РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА БОРЬБЫ

Je t'aime Michel Houellebecq!

«Я всегда чувствовал огромную нежность к этому утонченному, усталому писателю, произносящему (не спеша) только искренние, идущие от сердца слова. Мне нравится его читать, слушать, восхищаться им, я понимаю, что даже просто быть с ним рядом — величайшее благо. Он всегда смешной и трогательный, даже когда волосы прилипают у него ко лбу и он кемарит за столом.»
Фредерик Бегбедер. Интервью сына века (про Уэльбека)

Раньше у вас была жизнь. Случались минуты, когда у вас была жизнь. Разумеется, вы уже не очень хорошо это помните; но у вас остались фотографии. Надо думать, это происходило в ранней юности или чуть позже. Какой же у вас тогда был аппетит к жизни! Казалось, в будущем вас ждёт масса богатейших возможностей.

В мире Уэльбека (урождённого ТомА) чувствуешь себя чертовски уютно, а сам автор представляется добрым другом, ведь Мишка (да простит французский поэт-писатель-эссеист мне мою фамильярность), словно бы описывает моё, угрюмое порой, мировосприятие. Родственная душа иногда не слишком понятно изъясняется, но это и понятно, ведь нас разделяют трудности (и вольности) переводов и прочие штуки навроде пола, но в общем и целом... Хотелось бы мне с ним встретиться; с другой стороны, о чём говорить двум нелюдимам. Ну хорошо, мы могли бы просто перекусить картошкой: «поесть жареной картошки с неограниченным количеством майонеза (зачерпываешь его из большого ведра сколько захочешь); я возьму себе тарелку жареной картошки, утопающей в майонезе». Да что там, я буду счастлива просто постоять рядом с гением! (´ ε ` )♡

Неудача, повсюду неудача. Одно лишь самоубийство призывно поблёскивает в вышине.

     Мишель обманул, сославшись на скудность своего писательского языка, и пообещав избавить читателя (которого, в случае рождения женщиной, призывает не расстраиваться) от тщательного выписывания различных состояний души, черт характера и т.п. Несмотря на увещевания, наглый прозаик грузит несчастных почитателей своего значительного таланта дурацкими описаниями чуть подрагивающего вязкого воздуха вблизи Баб-эль-Мандебского пролива (редко когда интересно читать обрисовывание природы... разве что у Зюскинда) и изменениями погодных условий; погода вообще его фетиш (наряду с картами/путеводителями Мишлен, пошатнувшимся здоровьем и бесконечными поездками). А ещё в «Расширении пространства борьбы» не обошлось без еды. Если в «Покорности» это были злосчастные суши (почему злосчастные в следующий раз), то теперь герой книги желает отведать вышеупомянутую тарелку жареной картошки.   

Но я действительно не понимаю, как людям удается жить на свете. Мне кажется, что все люди должны быть несчастны <...>.
   
     Кстати о неназванном главном герое (автор не снабдил бедолагу именем): он аналитик-программист в фирме по обслуживанию компьютеров. Не очень-то ладит с людьми. Цинично именует их «человеческими существами» - я чувствую, что не похож на них. Аналитик-программист (которого автор, думается, в немалой степени наделил чертами собственной эпической личности), по всей видимости, обладает психопатическими чертами, а также невероятно высоким интеллектом, от которого бедолаге, как водится, только горе. Однако, несмотря на отъявленную мизантропию, компьютерщик проявляет изрядную чуткость к горестям даже малознакомых людей (ага, гад, ты всё-таки любишь человеков!).
     Злоба, отчаяние, бесконечное одиночество - вечные спутники этого незадачливого циника.  Ровное повествование, которое ведётся от лица героя, полное философских измышлений и наблюдений за людьми, начинается словами: «Последующие страницы представляют собой роман; то есть некую цепь событий, героем которых являюсь я сам». Некая цепь событий  весьма увлекательно написана, хоть и обладает несколько сумбурным характером, но на то он и обычный программист, а не писатель;)

Мне хотелось бы, чтобы я уже умер.

     Уэльбек использует приём предвидения (как я это назвала), когда герой знает наперёд, что дальше есть произойдёт. Приёмчик этот употреблён автором неспроста - в начале тоненькой книжицы французский феномен от литературы призывает придумать новый жанр романа, который смог бы описать безразличие и пустоту, присущие его, как он считает, поколению. Судя по всему, предсказываемые персонажем Уэльбека события, и есть тот новый жанр, новая модель писательства, более ровная, более лаконичная, более унылая. Предсказуемость здесь призвана подчеркнуть однообразие скучной жизни неудачливого персонажа.
     Уэльбеку, как и его героям, свойственно саморазрушение; в чём он весьма преуспел, но это уже другая история...

<...> и почему-то хочется думать, будто рано или поздно что-нибудь произойдёт. Это большая ошибка. Жизнь вполне может быть пустой и вместе с тем короткой. Дни уныло текут один за другим, не оставляя ни следа, ни воспоминания; а потом вдруг останавливаются.


Дэвид Николс. ДУБЛЁР

Оставайся профессионалом. Будь уверенным в себе. Будь увлечённым и целеустремлённым. Всегда знай свою мотивацию. Штука в том, чтобы произвести впечатление.

Неудачник в стиле  «Ла-ла-ленд», этакий романтик от кино, который верит в мечту и её всенепременную сбычу, встречает такую же неудачливую певицу, которая уже не во что не верит, а только завидует, жалеет себя и язвит. И если последняя не лишена таланта, то Стив К. Маккуин... как бы это помягче выразиться, всю жизнь шёл в ложном направлении. Мне нравится задумка Николса. Я вот тоже, когда слышу это извечное: следуй своей цели, мечте и прочую подобную воодушевляющую хрень, думаю - да блин, а где гарантии того, что ты идёшь верным путём, а не страдаешь фигнёй?!
      Стивен К. Маккуин (ну что за дурацкое имя!) является по абсолютно нелепой случайности тёзкой знаменитого актёра. Видимо его столь же неудачливый, неумный агент не знает, что, в случае совпадения имени, артиста переименовывают.

- О, привет! Это мой добрый друг Стив Маккуин.
- Не тот Стив Маккуин?
- Стивен К. Маккуин.

     Всю книгу он терпеливо поясняет, что знаменитый актёр - это другой человек, а он тот, который играет роль второго плана в спектакле, где балом, а точнее Бодлером правит Джош Харпер. Вот уж кто по-настоящему знаменит! Бедный Стивен с детства был одержим актёрством, часами просиживал у экрана, впитывая в себя все эти принципы перевоплощения, способы передачи духовного мира героя; в любой жизненной ситуации в памяти Стивена всплывает какая-нибудь, подходящая случаю, сценка из фильма. А не лучше ли было ему сделаться кинокритиком?.. Вопрос риторический, так что оставим это. 
     Стивен грезит о больших ролях, но достаётся ему отчего-то лишь главная роль в детском образовательном фильме. Роль белки, если быть точнее. Белки Сэмми. Предполагается, что книга должна быть смешной, но отчего-то смешно читать лишь главу под спорным названием «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес» четвёртого акта, который, в свою очередь, именуется «Звёздный час». Зато как смешно!)) Кстати да, роман состоит из четырёх актов, а начало его стилизовано под пьесу. Очень креативно и умно, не правда ли? (↼_↼) В общем, у Стивена всё закончилось хорошо, а я перехожу к другой книге, которая настоящая пьеса.

В двадцать три она казалась себе певицей, которая иногда подрабатывает официанткой, в двадцать семь – иногда поющей официанткой, а в тридцать наконец стала полновесной официанткой.
 

Трейси Леттс. АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ

Я ощущаю в себе некое родство со смятенными душами. Не знаю, с какой стороны это меня характеризует – возможно, не с самой лучшей…
  
В каждой семье, должно быть, случаются моменты, когда все натянутые улыбки спадают, неприязнь к какой-нибудь нелюбимой бабушке вываливается наружу, и ещё минуту назад мило смотревшие телевизор «добрые» родственники, начинают поливать друг друга грязью, вспоминая накопившиеся за жизнь претензии. В моей жизни было несколько таких скандалов с родственниками (после которых, впрочем, мы мило продолжаем общаться;): не сказать, что это очень весело, наоборот, - ранит, но, по прошествии времени, что-то вспоминать даже забавно (за исключением особо острых моментов).

  АЙВИ. Мама считает, что женщины с возрастом становятся менее привлекательными.
  КАРЕН. Ну, я не согласна, я…
  ВАЙОЛЕТ. Я не сказала «становятся менее привлекательными». Я сказала – «становятся страшными». И тут дело не в точке зрения, Карен, детка. Ты уже начала это доказывать на собственном примере.

     О таких вот распрях повествует пьеса (кто-то запальчиво называет её лучшей пьесой последнего десятилетия!) некоего Трейси Леттса, который так ярко описал своих харизматичных героев, что они ещё надолго остаются в памяти. Фильм по пьесе мне понравился мало (почему Камбербэтч всегда играет лузеров, он что так стрёмно выглядит?!). В пьесе,  как и положено, имеются акты (упомянутое созвучие с «Дублёром»;).
     Трагедия  с элементами юмора; вот на спектакль такой я бы сходила! Пожалуй, больше всех мне понравилась Барбара из этой мятежной семейки, хоть Айви тоже ничего. Можно смело разбирать творение американца на цитаты - очень там тонко всё подмечено. Вообще чувствуется этакий женский взгляд на ситуацию, тем удивительнее, что писал мужчина))
  
Мне надоели мифы о семейном единстве и сестринских узах. Мы все – просто люди, и некоторые из нас случайно оказались генетически связаны; это же произвольный набор клеток. Вот и всё.

25 комментариев:

  1. Классные фотки.)))
    Честно, ни одну бы книгу не стала читать.))) Почему-то книги про современников мне совершенно не читаются.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Совершенно спонтанно родилась идея про жёлтые книги и жёлтые же овощи к ним, когда ходила за продуктами))
      Ну хоть поняла, что такое тебе неинтересно, если вдруг где попадётся. (^_-)

      Удалить
  2. Пожалуй, я прочитала бы "Дублера", пьесы не люблю читать, мне в них не хватает описаний и лирических отступлений, и даже размышлений автора!))) Фото такие аппетитные - витамины солнца)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, таких витаминчиков как раз очень не хватает, хотя мне грех жаловаться, в Москве в последнюю неделю что-то оччень тепло))
      А я бы лучше второй раз перечитала "Один день" того же Николса, хаха! Но "Дублёр" не так уж плох. Интересно роман "Мы" как у него удался (•ิ_•ิ)?..

      Удалить
  3. Лана - спасибо. Но ни разу не моё всё это. Ровно как и родственные узы. Прекрасно, когда твои родственники хорошеие друзья. И наоборот. Жрузья лучшие оказались вдруг родственники. Но остальное...Мне непонятно. Увы. И масса примеров вражды родных сестёр, и ненависти мама-дочка. Ай. Не хочу даже копаться в этом.
    Замечательный фотографии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за фотографии. Семья - это вообще всё непросто. То, что вещают СМИ, все эти клише и стереотипы про стакан воды, и про то, что семья такая хорошая штука... в жизни всё, как водится, немного по-другому, полностью согласна))

      Удалить
  4. Мне точно надо познакомиться с творчеством Уэльбека, смутно подозреваю, что "моё", да и последнее описанное тобой произведение заинтересовало - распри с родственниками - да я в этом профессионал!)))
    И да - фотографии классные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я без ума от его "Карты и территории" - вот это романище! А "Расширение" довольно странная штука на любителя)) И да, непонимаю людей, которые у Мишутки только секс и видят, я дак на все эти его извращения вообще внимания не обращаю... (господи, да разве это извращения, кино люди что ли не смотрят... не понимаю (^▽^)). Желаю приятного чтения!
      Рада, что фотки понравились. ヾ(*'▽'*)

      Удалить
  5. как же я согласна с Гришковцом! Уэльбек давно в планах, но когда доберусь-фиг его знает. Дублера не читала и не планирую, а вот Август хотела, но вышел фильм и он мне жутко не понравился. так что и книга мимо;) А фотки чудесные и чуднЫе, как всегда;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это я в газете интервью его нашла, а там такой кусочек был, мне показался занятным)) "Дублёра" и не стоит, это и не моя литература тоже, кабы не жёлтый цвет обложки, фигушки он бы оказался в "читальной корзине"!
      Уэльбек такой лапочка, не могла оторваться от ютуба - всё смотрела видюшки с Мишуткой)) Мне в "Августе" не понравилось наличие изветных актёров, которых уже как будто знаешь наизусть, хотя Робертс во время сцены отбирания таблеток у матери знатно вопила, вот я так в жизни тоже голосила. (*ノωノ) Да и Беня знатно пел своей возлюбленной сестрице.

      Удалить
  6. Хыыы, как и у многих - тоже Уэльбек в планах. Но подозреваю, что долго еще не доберусь ))
    А Камбербэтч - страшилка! С него только драконов и рисовать )))
    Если погуглить "камбербэтч выдра" -то несколько минут смеха обеспечены. он дико артистичен. Его нельзя назвать красавчиком (ой, даже я, с моими-то специфичными вкусами его таковым не считаю), поэтому по меркам современности, делают "лузером". Но все равно - прикольный чувак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы начала его узнавать с "Карты и территории", роман офигительный (Уэльбек тоже красив разве что внутри:)!
      Бенедикт уморительно играл того самого дракона!o(>ω<)o - https://www.youtube.com/watch?v=Bko6U5cTROE

      Удалить
  7. Лана, какие у тебя удивительные фотографии!
    Обожаю Гришковца, но люблю именно слушать, он один из немногих, кого слушаю, а не отвлекаюсь на что-то еще
    И Большое спасибо за открытку, она милая-милая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Рада, что открыточка не затерялась в пути))
      Офощи нарезала на балконе по ходу действия, придумывалось всё тоже в порыве вдохновения)) Потом даже кое-что съела. (っ˘ڡ˘ς) Но не макароны, они были просто ужасными!

      Удалить
  8. Уэльбека люблю, хотя от его книг у меня иногад ум за разум заходит - всё-таки французы как-то по-другому совесм думают :) Мне в этом плане англичане и скандинавы ближе.
    Две другие книги незнакомы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня возникло какое-то болезненно состояние непонятное, ведь он такоой депрессивный, наш Миша)) Спасибо за отзыв! ( ´ ω ` )ノ゙

      Удалить
  9. Интересно! Уэльбека не читала, хочу, но всё откладываю, откладываю ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот эта его книжуля такая маленькая-маленькая, можно за пару дней проглотить. Но, боюсь, Уэльбек может разочаровать, всё-таки странный он))

      Удалить
    2. Если странный, то может и очаровать ;)

      Удалить
    3. Тогда следует приглядеться; ух, я тоже к странным только притягиваюсь. (>ω^)

      Удалить
  10. Благодаря тебе знакомлюсь с миром современной литературы, спасибо :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста! Правда, такого чтоб прям ультрасовременного меня нет к сожалению моему величайшему - сейчас зашла на голосовалку Ливелиба, выяснилось, что практически ничего не знаю))

      Удалить
  11. Обещала написать про художественную литературу и написала. За что большое спасибо)) фотографии я особенно заценила: как ты их потихоньку препарировала)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А как же, слова на ветер бросать не в моих привычках.
      Хаха, ага, разделывала на сегменты все эти овощёчки)) Ты меня прости за зоопарк - не могу отделаться от мысли, что несколько нервически тебе ответила; даже не знаю, что на меня нашло! („ಡωಡ„)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...